Воевавших и воюющих на Северном Кавказе, посвящаю..." (с)
Я отчетливо помню тот момент моего знакомства с этой книгой...
Конец декабря 2008 года, поздняя морозная владикавказская ночь. Возвращаюсь со смены в теплое натопленное караульное помещение. Скидываю с себя бронежилет, каску, промокший от мокрого снега бушлат, снимаю с берц валенки, которые ой как помогли выстоять эти два часа на леденящей все суставы наблюдательной вышке, и иду сдавать автомат в оружейку...
В общей комнате, где и была организована своеобразная оружейка, на удивление многолюдно... Тут и те, кто должен был уже идти высыпаться перед заступлением на пост - так называемая отдыхающая смена, и те, кто только что сдал пост и должен, по идее, ближайшие пару часов зубрить Устав гарнизонной и караульной службы - бодрствующая смена. В общем, здесь были все... И склонились они над помощником начальника караула старшим лейтенантом Иноземцевым, который сидел за одним из столов и увлеченно перелистывал страницы неизвестной мне книги..
"Это точно не Устав ГиКС", - подумал я, поставил автомат в соответствующую ячейку, и с интересом направился к общей группе военнослужащих...
Старлей медленно переворачивал глянцевые белоснежные страницы, на которых были фотоснимки военного (как я понял, чеченского) периода, где изображены российские солдаты, генералы армии, разрушенный Грозный, люди, пострадавшие во время антитеррористической кампании, главари чеченского бандподполья...
- Что за книга? - спросил я у рядом стоящего сослуживца.
- "Чеченский излом" Трошева, - прозвучало в ответ.
Те фотографии, которые я видел в закрывающихся то и дело страницах, захватывали дух своей событийной динамикой и лицами, которые точно передавали жизнь во время войны... Лица уставшие, но на камеру старающиеся выжать мало-мальскую улыбку. Я попросил у офицера посмотреть книгу, и он... без лишних слов протянул мне ее в руки.

Ближайшие два часа я был полностью погружен в написанное покойным нынче (Царствие Ему Небесное!) Героем России генерал-полковником Геннадием Николаевичем Трошевым. Его мысли, откровенный рассказ о ходе боевых действий, о соратниках и предателях... Книга как обращение к матерям и отцам главных героев этих смутных кровавых годов - российских солдат и офицеров.
Знаете, прошедший через горнило пусть и не такой ожесточенной, но все же войны, я довольно близко воспринял слова, изложенные здесь.
«Тяжело об этом вспоминать еще и потому, что все эти политические разборки происходили в те дни (и даже часы!), когда мотострелки вели бой с бандитами, численность которых доходила до трехсот человек!
В этой смертельной схватке, продолжавшейся почти двое суток, военнослужащие проявили стойкость, настоящее мужество. Ни один солдат не покинул поле сражения.
Меня в свое время часто спрашивали: почему так долго длился этот бой? И тогда говорил, и теперь отвечу.
Представьте себе дорогу в горах, на высоте почти 700 метров. По ней и обычная техника не пройдет. Прибавьте к этому моросящий дождь, густой туман. И вот военную колонну стали обстреливать с близлежащих высот, с заранее подготовленных позиций. Нельзя повернуться ни вправо, ни влево, ни отойти назад. Наши ребята без окопов, без подготовленной обороны. Из-за непогоды мотострелков не могли поддержать ни авиация, ни артиллерия… Конечно, батальон понес потери: было убито 12 и ранено 32 военнослужащих. Погиб и командир батальона майор Э. Теникашвили, который, чтобы сохранить жизнь своих солдат, приказал им отходить, а сам остался прикрывать их отход под шквальным огнем наседавших бандитов…» (с)

К сожалению, после той ночи в караулке и около сотни прочитанных страниц, с этой книгой я столкнулся только лишь после демобилизации. На тот момент я уже практически закончил работу над рукописью о войне в Южной Осетии августа 2008 года... Рукописью, примером для написания которой послужила книга "Чеченский излом" земляка Трошева... Так сказать, пошел по стопам генерала...
З.Ы.
Документальный фильм "Война и мир генерала Трошева" как штрих к портрету Геннадия Николаевича.
Пост написан специально для
Journal information